Положение о кредитной системе обучения в КГЮА

ПОЛОЖЕНИЕ

о кредитной системе обучения Кыргызской государственной юридической академии 

 1. Общие положения

Продвижение принципов Болонского процесса в высших учебных заведениях Кыргызской Республики, интеграция системы высшего образования Кыргызстана с европейским образовательным пространством, а также развитие двухуровневой системы профессионального образования явились причиной введения кредитной системы ECTS (Европейская система перевода и накопления кредитов).

Кредитная система ECTS позволяет студенту учиться в соответствии со своими финансовыми возможностями, набирая кредиты постепенно, а не в соответствии с жестко установленным графиком

Организация учебного процесса с использованием кредитной системы ECTS характеризуется следующими особенностями:

• личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе большей свободы выбора дисциплин;

• вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана;

• полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной или электронной формах;

• использование модульно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

Кредит является одной из основных единиц измерения учебной работы студента и показателем выполнения им учебного плана по образовательной профессиональной программе. При использовании кредитной системы вузы доверяют студентам самостоятельно изучать определенную часть темы, раздела или дисциплины, создавая условия с учетом реальных возможностей студентов и преподавателей.

1 кредит ECTS принимается равным 30 академическим часам.

Трудоемкость программ составляет:

         бакалавриат - 240 кредитов ECTS,

         магистратура -120 кредитов ECTS,

         специалитет – 300 кредитов ECTS.

Каждая дисциплина учебного плана измеряется определенным количеством кредитов, которое студент должен затратить на ее изучение. За семестр, студент должен набрать 30 кредитов. Это означает, что в течение семестра он должен посетить определенное количество аудиторных и внеаудиторных занятий, из которых складывается объем кредитов за семестр.

60 кредитов соответствуют полной нагрузке студента в течение одного учебного года.

Кредиты присваиваются каждой дисциплине, входящей в учебный план кроме дисциплины «Физическая культура», которая не рассчитывается в кредитах ECTS.

Теоретическое обучение в учебном году составляет 30-36 недель. Учебный семестр состоит из 15-18-ти недель.

Обучение по кредитной системе предполагает значительное сокращение объема обязательных групповых занятий студентов с преподавателем в учебной аудитории. При этом увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу студента и его индивидуальную работу с преподавателем. Изменяется и характер контроля за усвоением знаний студентов. Его главным назначением становится оценка эффективности поисково-познавательной деятельности студента.

2. Цели внедрения кредитной системы.

Основные цели:

1. Переход на современную схему  организации учебного процесса с использованием системы ECTS.

2. Удовлетворение основным требованиям Болонского процесса, невозможно без внедрения кредитной системы: 

  • сделать систему обучения прозрачной и сравнимой,
  • обеспечить признание квалификаций на уровне европейского академического пространства,
  • содействовать расширению и активизации процессов европейской академической мобильности среди учащихся и преподавателей.

3. Как следствие: обеспечение выпускников бакалавриата и магистратуры приложением к диплому общеевропейского образца.

Сопутствующие цели:

4. Полное обновление методического обеспечения учебного процесса с акцентом на применение современных информационных  технологий и методов контроля знаний.

5. Вовлечение в процедуру организации процесса обучения студенческого контингента, посредством допустимого расширения диапазона самостоятельности студентов с одновременным повышением степени их ответственности.

6. Повышение экономической эффективности труда преподавателей с использованием прозрачных схем учета педагогических трудозатрат.

7. Повышение качества образования за счет более высокого уровня систематизации и методического обеспечения учебного процесса, внедрения новых информационных технологий, создания академической конкурентной среды.

3.Основные принципы внедрения кредитной системы

1. Необходимость вхождения в европейское академическое пространство, присоединение к Болонскому  процессу.

2. Обеспечение допустимо возможной широты выбора в контексте содержания обучения и в возможностях образовательной траектории для учащихся в условиях современного научного, технологического и общественного развития, проявлениях процесса глобализации, смены социальных акцентов, обострения корпоративной и личностной конкуренции. Внедрение системы кредитов позволяет каждому студенту наиболее комфортно выстроить свой индивидуальный процесс освоения знаний, изучая, кроме необходимых профильных дисциплин, также и те, которые ему наиболее интересны или могут быть полезны в дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Существенное повышение ответственности каждого студента за его действия в процессе обучения и за результаты обучения. Предоставление студенту широких возможностей выбора дисциплин документально формализуется в виде его индивидуального учебного плана на учебный год (на семестр); студент сам составляет такой план и подписывает его; это с необходимостью влечет за собой требование отвечать за подписанный документ.

4. Необходимость предъявления новых требований к качеству образования. С внедрением кредитной системы все более широкое распространение получили современные информационные технологии. В частности, появляются новые требования к методическому обеспечению учебного процесса и применению современных систем контроля знаний. Эти позиции связываются с необходимостью представления всех сопровождающих методических материалов (программ обучения, конспектов лекций, планов семинарских занятий, практических заданий, примеров контрольных заданий, списков литературы) на образовательной портале КГЮА, а также с совершенствованием методики модульно-рейтингового контроля освоения студентами учебной программы.

4. Шкала оценивания кредитной системы КГЮА

Выполнение студентом образовательной программы подтверждается  вузовскими оценками.

Кредит считается набранным, если студент получил за него оценки по 5-ти балльной шкале от «3» до «5». При получении им оценки «2»  кредит не засчитывается.

 

Оценка КГЮА

Определение КГЮА

баллы

Оценка ECTS

Определение ECTS

5

отлично

85-100

A

"отлично" - отличный результат с минимальными ошибками       

4

хорошо

81-84

B

"очень хорошо" - вышесредний результат с некоторыми ошибками 

70-80

C

"хорошо" - средний результат с заметными ошибками            

3

удовлетворительно

60-69

D

"удовлетворительно" - слабый результат со значительными  недостатками      

55-59

E

"посредственно" - результат отвечает минимальным

2

неудовлетворительно

31-54

FX

"неудовлетворительно" - для получения зачета необходимо сдать минимум

0-30

F

"неудовлетворительно" - необходимо пересдать весь пройденный  материал

 

5. Набор кредитов и организация индивидуальных траекторий обучения студентов

Для получения диплома бакалавра студент должен набрать 240 кредитов и 360 - для диплома магистра.

Студент, в исключительном случае, имеет право записаться на большее, чем 60 кредитов в учебном году. В этом случае, при условии успешного выполнения учебного плана, срок обучения может быть сокращен.

Запись студентов на изучение дисциплин следующего учебного года организует факультет. Первокурсник до начала занятий получает на  факультете у заместителя декана подготовленный вариант индивидуального учебного плана, в который он может внести свои коррективы до 1 сентября текущего учебного года. Дальнейшие изменения в индивидуальном учебном плане студента в течение года не допускаются.

Студент 2 курса и старше выбирает курсы по выбору и составляет свой индивидуальный учебный план на следующий учебный год в период с 10 июня по 1 июля. Коррективы подаются в деканат студентом до 1 сентября нового учебного года. По каждой дисциплине деканат факультета, по согласованию с сектором планирования и организации учебного процесса, устанавливает минимальное число студентов (как правило 15 студентов), необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподаватели - максимальное число студентов (как правило 30 студентов).

В случае если на данную дисциплину записалось число студентов, меньшее минимального уровня, то дисциплина не открывается и не вносится в рабочий план направления.

В случае, если к данному преподавателю записалось число студентов, больше максимально установленного, то деканат формирует по этой дисциплине еще одну учебную группу и по своему усмотрению назначает в него преподавателя не меньшей квалификации.

Если студент, переведенный на следующий курс, в установленный срок не сдал в деканат факультета свой индивидуальный учебный план, то за основу его обучения принимается типовой рабочий план соответствующего курса.

По совокупности индивидуальных планов студентов факультет информирует сектор планирования и организации учебного процесса, который формирует рабочие учебные планы и составляет расписание занятий на каждый семестр учебного года. Контроль за освоением студентом каждой дисциплины осуществляется с помощью модульно-рейтинговой системы, включающей текущую и итоговую аттестации, сроки проведения которых указываются в графике учебного процесса. В течение семестра, деканат проводит текущий контроль успеваемости студентов, в который входит проведение модулей (2-3 раза в семестр), самостоятельная работа студента в течение семестра (задания для самостоятельной работы, эссе, работа на семинарах), самостоятельная работа студента с преподавателем (проверка и оценивание самостоятельной работы студента)  и выставляются результаты в ведомость текущей успеваемости студентов.

Экзамены сдаются устно, с листом ответа, или письменно. Если экзамен сдается письменно то он может включать задания разного типа (тесты множественного выбора, теоретические вопросы), но, прежде всего он ориентирован на открытые вопросы и задания. Ответ на такой вопрос должен не просто отражать знание теории, а включать ее применение к выполнению теоретического развернутого открытого задания. Письменные экзамены дают объективную оценку освоения студентами учебной программы и уровня преподавания в целом.

В случае получения неудовлетворительной оценки повторное прохождение студентом текущей аттестации не допускается, за исключением документально обоснованных случаев (болезнь и пр.).

На основе результатов текущего контроля и сессий факультеты составляют академические рейтинги для студентов каждого курса. Все виды студенческой работы учитываются в рейтинге по балльной шкале (0-100), по структурированным методикам, что позволяет определять его с высокой объективностью.

Рейтинговая система оценки учебной работы студентов (академический рейтинг) – инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование студентов по результатам кумулятивной (накопленной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности и социальной активности.

Использование академического рейтинга направлено на решение следующих основных задач:

  • Повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной работе в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений.
  • Совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством увеличения роли индивидуальных форм работы со студентами; упорядочения системы контроля знаний, умений и навыков студентов; выработки единых требований к оценке знаний в рамках каждой отдельной учебной дисциплины или групп дисциплин.
  • Получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативности обучения, а также о персональных академических достижениях студентов для их морального и материального поощрения:
    • предоставления преимущественного права при поступлении в магистратуру и аспирантуру;
    • присуждения грантов для обучения или стажировок в зарубежных вузах;
    • выдвижения на именную стипендию;
    • рекомендации при устройстве на работу и прочих форм поощрения.

Ответственность за сбор рейтинговой информации и контроль за ее достоверностью возложена на сектор мониторинга и контроля качества образования.

Ответственность за осуществление академического рейтинга преподавателями, обеспечение ППС ведомостями и анкетами, заполнение ими рейтинговых ведомостей и анкет, а также полноту, достоверность и своевременность предоставляемой информации в отдел планирования, мониторинга и инновации в образовательной деятельности возложена на руководителей структурных подразделений КГЮА.

Студент может получить аргументированные сведения о своем академическом рейтинге в деканате  или в информационной системе «AVN». Полученные баллы также переводятся, если есть необходимость, в оценку ECTS.

 7.  Оценка социальных характеристик студентов.

Оценка социальных характеристик студента рассматривается как неотъемлемый элемент учебно-воспитательного процесса, проводится в целях повышения ответственности и организованности студентов, их мотивации к глубокому и всестороннему усвоению необходимого объема знаний, а также привития навыков систематической работы.

В число необходимых для включения в оценку параметров входят:

  • посещаемость занятий;
  • работа над самостоятельными заданиями;
  • уважительное, корректное общение с преподавателем;
  • прилежание и трудолюбие;
  • общая эрудиция;
  • активность на занятиях.

Оценка личностных социальных характеристик студентов осуществляется преподавателем один раз в семестр.

Преподаватель обязан проинформировать студентов о тех требованиях, которым должен соответствовать студент КГЮА в рамках учебного процесса.

8. Расчет трудоемкости дисциплины в кредитах

Для получения степени бакалавра студент должен набрать 240 кредитов. За учебный год очного обучения - 60 кредитов, за семестр - 30 кредитов.

Количество кредитов отражает общую нагрузку студента, включая аудиторную нагрузку (лекции, семинары, практические занятия), самостоятельную работу, все виды работ по проверке знаний, все виды практик и итоговую аттестацию.

Кредиты, отражающие трудоемкость факультативов и физкультуры, не входят в нормативное количество кредитов, равное 240.

В ECTS соотношение между аудиторной и самостоятельной работой изучение дисциплин установлено 1:2. При переходе на кредитную систему в Университете приемлемым соотношением является 1:1 (50% -аудиторная работа и 50% - самостоятельная работа).

Подробнее на образовательном портале КГЮА: http://do-portal.ksla.kg/index.php/ru/