Положение об организации учебного процесса в КГЮА

ПОЛОЖЕНИЕ

 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В КЫРГЫЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ  (МРТО)

  1. Общие положения
  1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании»  ст. № 26 «Права и обязанности обучающихся»,  ст.  № 29 «Права и обязанности педагогов», стратегией развития Кыргызской государственной юридической академии в области организации учебного процесса в период с 2005 до 2010 года.
  2. В целях создания условий для реализации новых инновационных подходов по улучшению качества, доступности и эффективности юридического образования, в организацию учебного процесса КГЮА внедряется модульно-рейтинговая технология обучения (МРТО).
  3. При МРТО систематизация процесса изучения дисциплины и ее представление для освоения и определения уровня сформированности знаний, умений, навыков и компетенций студентов (обоснованные критерии оценки деятельности студентов, «открытый» контроль и ранжирование) способствуют достижению поставленной цели.
  4. Внедрение МРТО создает реальную основу для перехода к системе зачетных единиц или к кредитно-рейтинговой образовательной технологии т.к. имеет сходство в повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ путем  дифференциации оценки их учебной работы.
  5. МРТО для студентов обеспечивает постоянную самодиагностику и стимулирование качественной и ритмичной работы.
  6. МРТО для преподавателя – непрерывные контрольные мероприятия для  диагностики текущего состояния успеваемости на разных этапах изучения дисциплины с использованием рейтинговой шкалы оценок.
  7. Организация учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения (МРТО)
  8. Главными задачами организации учебного процесса с использованием МРТО являются:

1)Стимулирование ритмичной и качественной аудиторной и самостоятельной работы студентов в семестре;

2)Повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ;

3)Создание эффективного мониторинга успешности обучения и качества знаний студентов;

4)Более полная реализация индивидуальных способностей студентов, профессионального и творческого потенциала преподавателей.

  1. Характерными чертами МРТО являются:

1)Обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах;

2)Использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине;

3)Точное и объективное оценивание знаний студентов, регулярно присутствующих на занятиях и активно участвующих в учебном процессе;

4)Определение места студента в группе за определенный промежуток времени;

5)Непосредственное участие студентов в формировании своего индивидуального учебного плана;

6)Обеспечение ритмичности обучения;

7)Учет всех видов учебной деятельности студента и  стимуляция его самостоятельной работы.

9. Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям в рамках одного учебного года на основе графика учебного процесса, который утверждается ректором Академии.

10. Учебный год состоит из 36 недель, который делится на 2 семестра: зимний и летний. Каждый семестр заканчивается зачетно-экзаменационной сессией. Объем учебных дисциплин и форма отчетности определяются учебным планом. Допустимый объем нагрузки для студентов установлен в государственном образовательном стандарте.

11. Деканат принимает активное участие в организации МРТО, в информированности студентов о результатах обучения, сути рейтинговой системы, правилах учета баллов, способах повышения рейтинга, причинах, приводящих к снижению рейтинга. Деканат выступает с инициативой проведения научных исследований по внедрению инноваций в учебный процесс и следит за проведением научной деятельности ППС в сотрудничестве с заведующими кафедрами.  

12.Заведующие кафедрами организуют деятельность преподавателей в рамках МРТО, несут ответственность за систематизацию процесса изучения дисциплин и контроль знаний, разработку методических руководств по достижению поставленных дидактических целей. Оказывают содействие в проведении научных исследований и получении стипендий/грантов коллегам,  по внедрению инноваций в преподавание и обучение, а так же  методическую и практическую помощь в организации и проведении занятий в региональных представительствах Академии.

13. В  Академии учебный процесс организуется в следующих формах:

1)аудиторные занятия: лекции, практические занятия (семинары, коллоквиумы), лабораторные занятия;

2)внеаудиторные занятия:  самостоятельная работа студентов (в библиотеке Академии, мультимедиа классе), в том числе и под руководством преподавателя, индивидуальные консультации, интернет-сессии, видео-конференции, телемосты;

3)проведение всех видов практик, научно-исследовательских работ, подготовка дипломной работы;

4)контроль учебных достижений студентов: текущий / рубежный контроль (опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, защита лабораторных работ, коллоквиумы и др), итоговый контроль (письменный или устный экзамен или зачет по разделам учебной дисциплины, защита курсовой работы, отчетов по практикам), итоговая государственная аттестация (защита дипломной работы, государственный междисциплинарный экзамен).

14.  Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 1 час 20 минут.

15. Все виды учебных занятий должны проводиться в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.) с  привлечением новых информационных технологий.

16. Учебные достижения обучающихся по итогам уровня сфорированности  знаний, умений, навыков и компетенций (текущего/рубежного и итогового контроля) оцениваются суммой рейтинговых баллов (интегральная рейтинговая оценка), которая в конце семестра выставляется как итоговая академическая отметка (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично).

17. Порядок проведения текущего/рубежного контроля и итогового контроля студентов в рамках этапно-модульной технологии устанавливается Академией самостоятельно.

18. Все виды текущего/рубежного контроля и соответствующей интегральной оценки знаний студентов, проводит обучающий преподаватель. Данная оценка составляет не более 60% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине. Все остальные (40%) составляет оценка, полученная на итоговом контроле.

19. Положительная отметка заносится экзаменатором в экзаменационную ведомость и зачетную книжку установленной формы с указанием набранных баллов. Неудовлетворительная отметка заносится только в экзаменационную ведомость. Экзаменационная ведомость передается в деканат, который занимается учетом и накоплением количества баллов по всем дисциплинам обучающегося на протяжении всего периода обучения. Из сданной ведомости деканат факультета вносит данные в базу данных «Рейтинг» для дальнейшей обработки и анализа качества обучения.

20. По результатам итогового контроля в базе данных «Рейтинг» рассчитывается  академический рейтинг студентов, группы, курса, факультета и в целом успеваемость  Академии.

21. Модульно-рейтинговая технология обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее набранных баллов. Рейтинговое оценивание образовательной деятельности студентов позволяет объективно ранжировать студентов для:

1)Распределения по специализациям;

2)Рекомендации выпускника к дальнейшей научно-исследовательской деятельности и трудоустройства;

3)Перевода с курса на курс, выдачи диплома с отличием и др.

22.Под академической задолженностью понимается задолженность студента по результатам итогового контроля учебной дисциплины, образовавшаяся в результате неудовлетворительной отметки по экзамену (зачету) или неявки на него.

23.Пересдача разрешается, до начало текущего семестра, в период каникул. При этом баллы текущего/рубежного контроля сохраняются, а баллы по итоговому контролю аннулируются и студент вновь сдает экзамен или зачет.

24. Пересдача экзамена (зачета) с целью ее повышения  за весь период обучения  не разрешается.

Подробнее на образовательном портале КГЮА: http://do-portal.ksla.kg/index.php/ru/ 

И Н С Т Р У К Ц И Я

по использованию модульно-рейтинговой технологии обучения в

Кыргызской государственной юридической академии

 

Согласно «Положению об организации учебного процесса в Кыргызской  государственной юридической академии с использованием модульно-рейтинговой технологии обучения» предлагается введение новой технологии текущего и итогового контроля успеваемости, цель которой:

  • Привитие студентам умения систематически трудится в течение всего семестра, учебного года;
  • Снижение пропусков учебных занятий без уважительных причин;
  • Ведение четкого, объективного контроля успеваемости студентов;
  • Упорядочение системы ликвидации академических задолженностей по различным причинам, перевода с курса на курс и отчисления студентов.

1.Учебные занятия.

Учебные занятия включают в себя лекции, практические и лабораторные занятия. Студент обязан посещать занятия, включенные в расписание. Уважительные причины пропуска занятий (болезнь, семейные обстоятельства, вызов в военкомат и  т.п.) должны быть подтверждены документально. Если студент не представит документов, подтверждающих уважительность причины пропуска занятий, то независимо от его объяснений причина пропусков считается неуважительной. За систематические пропуски занятий без уважительных причин студент может быть наказан в дисциплинарном порядке вплоть до отчисления из академии.

2.Технология контроля знаний студентов

            Контроль учебных достижений студента подразделяется на:

  • Текущий (опрос на занятиях, контрольные работы, защита лабораторных работ, коллоквиумы и др.)
  • Рубежный (подведение итогов текущего контроля на модуле и проведение рубежного контроля)
  • Итоговый (экзамен, зачет)

3.Текущий контроль и зачетно-экзаменационная сессия.

Знания студентов, его рейтинг оценивается по 100 – балльной шкале. Рейтинговая оценка текущего и рубежного контроля составляет не более  60% (60 баллов – это 30 баллов на 1 модуль и 30 баллов на 2 модуль), оставшиеся  40% (40 баллов) составляет, рейтинговая оценка, полученная на итоговом контроле. Контроль текущей успеваемости студентов осуществляется постоянно на всех видах учебных занятий. Формы и методы контроля  текущей успеваемости определяются кафедрами  по  дисциплинам. Знания оцениваются из 30 баллов (например, 15 баллов на текущий контроль и 15 баллов на рубежный - модульный). Проведение текущего контроля   предполагает  систематический контроль работы студента на каждом занятии в период семестра:

- посещение учебных занятий студентом;

- активность студента на семинарских занятиях;

- подготовка к занятиям;

- владение  студентом  изученного объема теоретического материала и т.д.

Рубежный контроль  успеваемости студентов осуществляется два раза в семестр на учебных занятиях  согласно утвержденному графику проведения модулей, т. е. во время проведения модуля. Во время рубежного контроля  подводятся итоги текущего контроля, и проводится рубежный контроль из оставшихся 15 баллов в виде устного опроса, тестирования по темам учебной дисциплины первого модуля.

 

Перевод 30 баллов в отметку на текущем/рубежном контроле

Шкала

(из 30-и баллов)

Академическая отметка

 

0-15

«2»

 (неудовлетворительно)

 

16-19

« 3 »

(удовлетворительно)

 

20-24

« 4 »

(хорошо)

25-30

« 5 »

(отлично)

           

Формы и методы проведения контроля текущей/рубежной успеваемости по дисциплинам определяются кафедрами или факультетами:

  • устный опрос
  • письменный опрос
  • бланочное тестирование и др.

Результаты первого и второго модуля выставляются в ведомость по шкале из 30 баллов.

 Итоговый контроль проводится преподавателями и ассистентами. Во время итогового контроля студенты могут пользоваться справочной литературой и другими пособиями разрешенными экзаменаторами. Итоговый контроль проводится в виде курсовых (семестровых) зачетов и экзаменов, которые преследуют цель оценить работу студента за курс (семестр) степень усвоения теоретических и практических умений проверить навыки самостоятельной работы, умение синтезировать полученные знания и применять их при решении практических и профессиональных задач. Экзамены (зачеты) проводятся по всей дисциплине или ее части в устной, письменной форме или в форме тестирования. В один день допускается проведение не более одного экзамена (зачета).

Итоговый контроль, как правило,  должен состоять из трех вопросов (заданий). Каждый вопрос оценивается из 15/10 баллов. Рекомендуется использовать следующие критерии оценки знаний студентов на экзамене (зачете):

Критерии оценки знаний студентов на экзамене (зачете) из 40 баллов.

Устный опрос

Письменный опрос

 

Критерии оценки

одного вопроса

(15/10 баллов)

Кол-во балл.

 

Критерии оценки

одного вопроса

(15/10 баллов)

Кол-во балл.

1.

Наличие плана устного ответа

0 – 3/2

1.

Понимание содержания

0 – 1/1

2.

Выполнение плана при устном ответе

0 – 3/2

2.

Наличие плана письменного ответа

0 – 3/2

3.

Полнота ответа

0 – 5/4

2.

Наличие теоретических знаний и практических умений при  выполнении письменного задания

0 – 6/5

4.

Культура речи с использованием профессиональной терминологии. Уверенность ответа

0 – 3/1

4.

Оформление работы

0 – 3/1

5.

Приведение примеров

0 – 1/1

5.

Приведение примеров

0 – 2/1

Время, отведенное для подготовки устного ответа 30-50 мин. Время ответа 15-20 минут. Время, отводимое на проведение письменного итогового контроля 1 час 20 минут.

            Студент, набравший на текущем, рубежном контроле по результатам двух модулей:

  • менее 30 баллов – получает неудовлетворительную оценку и на итоговый контроль не допускается;
  • от 30 баллов и более – обязан проходить итоговый контроль;

Итоговая модульно-рейтинговая оценка по дисциплине выставляется по результатам  двух  контрольных модулей  и итогового контроля знаний:

  • первого модуля, на который отводится 30-баллов  от 100 балльной шкалы оценки  знаний студентов;
  • второго модуля, на который отводится  30 – баллов  от 100 балльной шкалы оценки знаний студентов.
  • Итогового контроля знаний, на который отводится 40-баллов от 100 балльной оценки знаний студентов.

Интегральная оценка.

Текущий / рубежный контроль

 

Итоговый контроль

30 баллов

30 баллов

40 баллов

 

Интегральная оценка из 100 баллов

     

Интервальный перерасчет 100-балльной рейтинговой оценки в академическую отметку.

Рейтинговая оценка

(100 баллов)

Зачет

Академическая отметка

Примечание

 

От 85 до 100

 

 

 

 

 

 

 

 

Зачтено

 

« 5 »

(отлично)

 

 

От 70 до 84

 

« 4 »

(хорошо)

Каждое пропущенное практическое занятие без уважительной причины  оценивается в 3 балла.

Уважительными причинами являются

От 55 до 69

« 3 »

(удовлетворительно)

 

болезнь, вызов в военкомат,  семейные обстоятельства и т.п., которые должны быть подтверждены документально.

от 0 до 54

 

 

Не зачтено

« 2 »

(неудовлетворительно)

 

 

Результаты рейтинговой оценки знаний  студентов (сумма баллов текущего/рубежного и итогового контроля) и академическая отметка проставляются в экзаменационную ведомость, которая сдается в деканат преподавателем в день проведения рубежного и итогового контроля.

Ликвидация академической задолженности

Если студент получил по одной- трем дисциплинам, законченным в зимний или летний семестр, неудовлетворительные оценки, то ему разрешается до начало текущего семестра, в период дополнительной сессии  ликвидировать академические задолженности. При этом баллы текущего и рубежного контролей сохраняются, а баллы по экзамену аннулируются и студент вновь сдает экзамен.

3.  Дополнительная сессия.

Дополнительная сессия – это период времени после основной сессии, предоставляемый для повторной сдачи экзаменов или сдачи пропущенных экзаменов. Если студент не сдал экзамены в период экзаменационной сессии, ему предоставляется возможность сдать их во время дополнительной сессии в соответствии с расписанием.          

4. Повторная сдача экзамена.

В период сессии не допускается пересдача экзамена при получении неудовлетворительной оценки.  В отдельных случаях при наличии уважительной причины декан может разрешить студенту пересдать один экзамен в период сессии тому же экзаменатору, который принимал  экзамен по данной дисциплине в первый раз.

Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки разрешается руководством вуза в исключительном случае по представлению деканата. 

Примечание:

  1.  Модули не пересдаются, так как текущий/рубежный  контроль предполагает непрерывный, систематический контроль знаний  студентов в течение определенного времени.
  2. Если студент не явился на модуль по уважительной причине, при наличии необходимых документов, деканат может дать разрешение на  сдачу пропущенного модуля до начала следующего.
  3. В процессе пересдачи рейтинг студента не повышается.
  4. Курсовые работы и практика учитываются как самостоятельные дисциплины с дифференцированным зачетом.

Отдел мониторинга и контроля качества образования

  1. Утверждает сроки проведения модулей (текущего/рубежного контроля) и итогового контроля (экзамена, зачета).
  2. Осуществляет контроль за своевременным обеспечением факультетов экзаменационными ведомостями.
  3. Осуществляет контроль  за организацией и проведением модульно-рейтинговой технологии обучения студентов на факультетах.
  4. Совместно с деканами проводит анализ успеваемости студентов КГЮА.

Факультеты

  1. Деканат несет ответственность за организацию и проведение модульной технологии обучения на факультете.
  2. Составляет график проведения текущего контроля, зачетно-экзаменационной сессии (итогового контроля)
  3. Осуществляет систематический контроль за ходом проведения модульно-рейтинговой технологии обучения
  4. Деканат несет ответственность  за правильное, своевременное заполнение экзаменационных ведомостей и их хранение.

Кафедры

С целью оптимизации учебного процесса, обеспечения соответствия содержания обучения уровню современных технологий, усиления межпредметных связей и исключения дублирования учебного материала, кафедры:

    1.Разрабатывают учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК), который содержит:

       1)Программу дисциплины для преподавателя;

       2)Программу дисциплины для студента ()

       3)Учебно- методические указания по изучению дисциплины (курса);

      4)Материалы  для самостоятельной работы студентов;

     5)Материалы для контроля усвоения учебного материала;

    6)Активные раздаточные материалы - наглядные иллюстративные материалы, технологические карты (целеполагание, диагностика, контрольные задания и коррекция) раздаваемые в процессе занятия для мотивации обучающегося к творческому, успешному усвоению темы (тезисы лекции, примеры, глоссарий и др.) 

  1. Переводят УМК в электронную форму;
  2. Кафедры несут ответственность за содержание и качество преподавания учебных дисциплин.
  3. Разрабатывают модульные задания  по учебным дисциплинам в соответствии с рабочими программами.
  4. Проводят систематический анализ знаний, умений и навыков студентов в освоении дисциплин кафедры, вносят предложения по совершенствованию модульно-рейтинговой  технологии обучения.

Устанавливают форму проведения контроля

Подробнее на образовательном портале КГЮА: http://do-portal.ksla.kg/index.php/ru/