История развития

10 лет Кыргызской государственной юридической академии при Правительстве Кыргызской Республики.  Символично и логично то, что  КГЮА появилась благодаря переменам, охватившим страну с обретением независимости. КГЮА  задумывался как вуз нового типа - одновременно государственного и современного.  Академия образована Указом Президента Кыргызской Республики «О создании Кыргызской государственной  юридической академии» от 12 августа  2003 года № 264 на базе Института переподготовки и повышения квалификации кадров Кыргызского национального университета имени Ж.Баласагына и Центра повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.  

Изначально вуз строился как единый учебно-научный комплекс, в составе которого были бы и факультеты, и институты, и центры, а подготовка специалистов велась по непрерывной системе образования, включая довузовскую подготовку (лицей-колледж) - высшее профессиональное образование (специалитет, бакалавриат, магистратура) - послевузовское образование (аспирантура, докторантура).

В 2003 году в Юридической академии было   2 института, 1 Центр, 4 факультета,  15 кафедр,  на которых реализовывались образовательные программы по  экономическим и юридическим направлениям.

За  годы становления академии был сокращен перечень специальностей (финансы и кредит, менеджмент, экономика предприятий,  бухучет), по которым производился набор в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров. Были закрыты филиалы

2005 - Джалалабад, Кызыл-Кия, Баткен, Сулюкта, Алматы.

2006  - выведен из состава академии  Южный региональный институт.

За прошедшие годы академия сформировалась в специализированный научный и образовательный центр, успешно осуществляющий очное, заочное, дистанционное  обучение студентов и активно проводящий научные исследования актуальных проблем правоведения и других отраслей знания, и  представляет собой  инновационный образовательный комплекс, в состав которого входят:   3 центра,  8  факультетов, в том числе Таласский юридический факультет,  Иссык-Кульский юридический институт, 2 юридических колледжа в г.г. Бишкек и Нарын, 17 кафедр. Общий контингент составляет  более восьми тысяч обучающихся.

В КГЮА высшее профессиональное образование осуществляется по многоуровневой системе, при этом подготовка специалистов производится по трем базовым траекториям образования:

- обучение по программе бакалавра и специалиста;

- подготовка магистра: продолжение образования в течение двух лет по программам магистерской подготовки. По данной схеме ведется подготовка по одному направлению (юриспруденция).

- обучение с ускоренным сроком освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования, с получением квалификации по выбранной специальности, направлению. По данной схеме проходят обучение лица, имеющие высшее профессиональное и средне-профессиональное образование.

В целях подготовки и воспитания научно-педагогических кадров, специалистов высшей квалификации для поддержания и развития вузовской науки, в академии существенное внимание уделяется четвертому уровню подготовки в системе непрерывного высшего образования – работе аспирантуры и докторантуры.  С момента основания академии был образован Центр магистратуры, аспирантуры, докторантуры и национальных образовательных программ. В 2009 году он был преобразован в Центр непрерывного образования и экспертизы. И в настоящее время в нем ведется магистерская подготовка по 14 специализированным программам, аспирантская подготовка по  11 отраслям науки, обучение в докторантуре осуществляется по 11 юридическим специальностям. 

В целях совершенствования системы подготовки научных юридических кадров в КГЮА  с  2006 года  функционирует  Диссертационный совет.

Так, в Диссертационном совете  Д.12.06.329, функционирующем  с 2006 года, в КГЮА осуществлялась защита диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук  по следующим научным специальностям: 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02 – конституционное право, муниципальное право; 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право.

В 2009 году при КГЮА был создан Диссертационный совет Д.12.09.387 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук по специальностям: 12.00.02; 12.00.08; 12.00.14.

В Диссертационном совете Д.12.11.033, действующем с 2011 года, проходят защиту соискатели на соискание ученой степени доктора (кандидата) наук, по следующим научным специальностям: 12.00.02 – конституционное право, муниципальное право; 12.00.14 – административное право, финансовое право, информационное право.

Работа диссертационного совета стала катализатором для научно-исследовательской деятельности  профессорско-преподавательского состава академии.

Инновация сегодня является доминирующим фактором развития высшей школы во всем мире. Это обусловлено тем, что способность к восприятию инноваций и выбор инновационного развития позволяет выживать и развиваться вузу в условиях нарастающей динамики социальных изменений. В КГЮА принята  Стратегия  инновационного развития Кыргызской государственной юридической академии на 2011-2016 г.г.

КГЮА выбрала  инновационную  модель развития, которая предполагает необходимость глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность  академии, что предполагает следующее:

- в  отсутствии отраслевой науки   КГЮА становится научно-исследовательским центром, на базе которого проводится экспертиза законодательных актов КР;

- академия становится базовой площадкой для реализации программ профессионального  повышения квалификации для государственных структур (курсы повышения квалификации для Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями), для вузовского сообщества преподавателей (Школа педагогического мастерства);

- при академии открыта юридическая компания, где проходят стажировку студенты и работают преподаватели;

- на базе КГЮА реализована идея  «открытой площадки», в рамках которой преподаватели различных вузов могут совместно реализовывать пилотные  образовательные модули и программы; междисциплинарные научные исследования (с участием ученых, практиков, студентов и аспирантов) по значимым тематикам. Примером такой работы является Учебно-инновационный криминалистический комплекс им. Г.Гросса.           

Анализ стратегических направлений инновационного развития показывает, что  сильной стороной в  реализации целей и задач вуза является то, что КГЮА  имеет высокую репутацию в вузовском сообществе, ведет профильное обучение по направлению «юриспруденция», вследствие чего имеет более высокое трудоустройство выпускников, развитую материально-техническую базу. Все это привлекает абитуриентов и делает вуз конкурентоспособным. 

Конкурентоспособным делает КГЮА и проводимая политика в области качества образования, которая  является примером реализации сложной системы управления, определяющей долговременное устойчивое развитие академии. Она включает оценку качества образовательных программ  (мнение работодателя) в соответствии с требованиями   рынка; каждый преподаватель самостоятельно ведет поиск путей улучшения программы, определяя ее инновационную стоимость, реальную ценность знаний на данный момент. Система контроля качества обучения была разработана с привлечением к внешней оценке деятельности вуза студентов и работодателей. Также с привлечением работодателей и студентов  разработана и принята «Компетентностная модель выпускника»,которая вместе с образовательным стандартом является основой формирования образовательной программы по направлению «юриспруденция». В ней определены  цели, задачи  программы подготовки выпускников по направлению «юриспруденция», объекты, область, виды, задачи   профессиональной деятельности выпускников в соответствии с профилями подготовки. При этом общие компетенции программы в целом и каждой отдельной специализации были согласованы не менее чем с двумя работодателями.

Главной задачей академии является обучение и воспитание специалистов новой формации в области юриспруденции, имеющих фундаментальные общенаучные и правовые знания и обладающих необходимыми умениями и навыками для решения сложных и многообразных юридических вопросов, возникающих в различных сферах.

За годы существования  академии сформирован уникальный педагогический коллектив, состоящий из авторитетных профессионалов академической науки и высококвалифицированных практиков. Образовательный процесс в академии осуществляется профессорско-преподавательским составом, численностью 227 человек, из них 10 докторов наук, профессоров, более 70   кандидатов наук, доцентов. Во многом благодаря самоотверженной работе этих людей наш  вуз занимает лидирующие позиции в области юридического образования.

В настоящее время в КГЮА успешно решены такие амбициозные задачи, как:

·         Оптимизация системы управления вузом, совершенствование организационной работы путем постоянного анализа и выявления «кризисных управленческих точек» в подразделениях и службах академии (своевременного делегирования полномочий, выявления дублирования должностных обязанностей и поручений, повышения ответственности должностных лиц и исполнителей и их эффективного взаимодействия, налаживание бесперебойного движения информационных потоков по вертикальным и горизонтальным уровням).

·         Расширение коллегиальности в управлении вузом, создание Попечительского совета академии.

·         Разработка комплексного пакета внутривузовских нормативных документов.

·         Активизация разработки перспективных и текущих планов развития основных видов деятельности с обязательной их координацией, как на этапе создания проектов, так и на этапе их реализации; разработка и внедрение системы принятия решений на основе бизнес-планов.

·         Компьютерное и коммуникационное обеспечение информатизации учебной, научной и управленческой деятельности КГЮА.

·         Организация системы дистанционного образования.

·         Оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, повышающих производительность труда преподавателей и эффективность организации учебной деятельности студентов.

Именно поэтому образовательные программы КГЮА соответствуют требованиям Болонской декларации и  характеризуются следующими важнейшими признаками:  компетентностным подходом (ориентация на результаты обучения, выраженные
в форме компетенций); модульным построением;  объемом учебной нагрузки, исчисляемым в кредитах;   внедрением внутривузовской системы контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, что в свою очередь делает вуз престижным и конкурентоспособным.