Молодежь - главный двигатель и будущее Евразийской интеграции

22 сентября в Кыргызской государственной юридической академии состоялась открытая лекция руководителя Секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Михаила Иосифовича Кротова на тему «Евразийский экономический союз: особенности и перспективы».

«Как вы знаете, 1 января этого года  создана новая межгосударственная интеграционная региональная организация «Евразийский экономический союз». Она была создана тремя  государствами: Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстаном. Уже 12 августа Кыргызстан стал также полноправным членом Евразийского экономического союза. Это как раз реализация того Евразийского курса который проводит Президент вашей республики Алмазбек Шаршенович Атамбаев, но вы прекрасно должны понимать, что успех евразийской интеграции невозможен без привлечения в процесс общественности, прежде всего, молодежи. Молодежь - это главный двигатель Евразийской интеграции, это будущее евразийской интеграции, но вы такими можете быть только при одном условии, если вы знаете что это вообще такое. Первое,  чтобы вы понимали направление, особенности, масштабы Евразийской интеграции и тогда вы сможете принять участие в этом процессе. В России по инициативе Сергея Евгеньевича Нарышкина состоялся Форум молодых лидеров Евразийского экономического союза. Сейчас ведем активную работу по внедрению в учебный процесс курсов по евразийской интеграции. Вам, как юристам, нужно знать правовые основы  Евразийской интеграции», - сказал в своей вступительной речи Михаил Иосифович.

 «И так Евразийский Экономический союз 182 млн. человек, пять государств, охватывает огромнейшую территорию. Реальная евразийская интеграция началась с создания в 2010 году Таможенного союза, а затем и формирования Единого экономического пространства усилиями Беларуси, Казахстана и России, создавших в 2012 году первый на постсоветском пространстве наднациональный орган — Евразийскую экономическую комиссию. В чем особенность ЕАЭС? Организация создана на основе принципах равенства, суверенитета субъектов организации что позволит равному получению экономических выгод. Какова цель ЕАЭС? Создание рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы без барьеров. Для этого необходимо обеспечение унификации и гармонизации национального законодательства членами ЕАЭС», - сказал Михаил Иосифович в продолжение своей речи, проинформировав студентов о возникновении, сфере деятельности органов ЕАЭС.

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия и Суд ЕАЭС.

Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

В компетенцию Комиссии: таможенные тарифы и нетарифное регулирование, статистика внешней и внутренней торговли, энергетическая политика, миграционная политика и некоторые другие области.

Суд ЕАЭС рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов Союза: по заявлению государства – члена и хозяйствующего субъекта.

К сожалению,  как отметил Михаил Иосифович, на данный момент не создан законодательный орган Союза, что сдерживает процесс гармонизации законодательств государств-участников организации.  

«При дальнейшей евразийской интеграции Кыргызстан получит выгоды по целому спектру направлений: легализация трудовых мигрантов в странах ЕАЭС. Им не надо будет получать разрешение на работу, их дети смогут устраиваться в детские сады и школы, сами они смогут получать медицинскую помощь как граждане стран ЕАЭС; единый энергетический рынок в рамках ЕАЭС; повышение инвестиционной привлекательности; рост экспорта в РФ; доступ к дешевым энергоресурсам и т.д.», - подчеркнул Профессор

Студенты воспользовались уникальной возможностью задать профессору  интересующие их вопросы. В завершении встречи от имени студентов заведующий Центром карьеры Мирдин Алыкулович Ахметов выразил признательность гостью за то, что он посетил Академию и поблагодарил  за столь  интересную  и содержательную лекцию.