Кафедра Земельного, аграрного и экологического права

Кафедра «Земельного, аграрного и экологического права» была создана 2003 году. Кафедра является основным учебно-научным подразделением Кыргызской государственной юридической академии при Правительстве Кыргызской Республики, обеспечивающим проведение учебной, учебно-методической, научной и воспитательной работы. В 2004 году кафедра была присоединена к кафедре «Предпринимательского права» с названием «Предпринимательского и земельного права». В 2005 году  кафедра была разделена 2 самостоятельные кафедры: «Предпринимательского и трудового права» и «Земельного, аграрного и экологического права» решением Ученого совета КГЮА.

Основной целью создания и деятельности кафедры является: подготовка высококвалифицированных юристов в области земельного права, экологического права и аграрного права, способных решать сложные правовые проблемы землепользования, водопользования, лесопользования, охраны окружающей среды и т.д. Сочетающих профессиональную компетенцию с высокими нравственными качествами для работы в органах государственной власти, в частности Департаменте кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество, органов местной государственной администрации и органов местного самоуправления. Особенность и специфика данной кафедры заключается именно в том, что на кафедре осуществляется подготовка юристов, способных грамотно решать правовые вопросы связанных с землей, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и т.д., также способных предоставлять квалифицированную юридическую консультацию нуждающимся.

Управление и структура. Руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий, назначаемый на эту должность в установленном порядке. Учебный процесс на кафедре обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский состав.

Профессорско-преподавательский состав кафедры Земельного, аграрного и экологического права осуществляют свою деятельность на основании Квалификационных требований к должностям профессорско-преподавательского состава КГЮА, утвержденного Ректором КГЮА.

Руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий – старший преподаватель Мусабаева Надира Абдурафиковна.

Учебный процесс на кафедре обеспечивает квалифицированный профессорско-преподавательский состав.

В настоящее время на кафедре работают 10 преподавателей, из них 9 штатных и 1 совместитель. Научный потенциал кафедры составляют: к.ю.н., профессор – консультант 1ч., к.ю.н., доцент – 1 ч., старший преподаватель – 4 ч, преподаватель – 4ч..

За кафедрой закреплены следующие дисциплины:

  1. Земельное право;
  2. Аграрное право;
  3. Экологическое право;
  4. Природоресурсное право;
  5. Градостроительное право;
  6. Экологическое право Китая.

 Кафедра осуществляет свою работу по следующим основным направлениям:

Учебно-методическая работа

 Все учебно-методические комплексы, рабочие программы по всем дисциплинам, разработанные на кафедре преподавателями,  составлены согласно общих  требований к образовательной профессиональной программе подготовки юриста по специальности 521401 – ЮРИСПРУДЕНЦИЯ,  утвержденных приказом Министерства образования  Кыргызской Республики  от «22» июня 2004г.№434/1, номер государственной регистрации 135сп/гумм (Временныйгосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования(полное высшее профессиональное образование).

 К концу учебного года, обязательно пересматриваются и перерабатываются учебно-методические комплексы, рабочие программы, вносятся  дополнения и изменения в соответствии с требованиями и учитывая современное состояние развития науки и техники. В начале учебного года  проходит заседание кафедры, на котором обсуждаются и утверждаются уже измененные, дополненные, а иногда и переработанные планы и программы.

 Каждая дисциплина обеспечена наглядностью, доступностью учебной  информации. Преподаватели используют различные интерактивные методы и методики для  сознательного, активного и прочного ее усвоения студентами.

 В результате изучения дисциплин по данной кафедре студент должен владеть знаниями в требуемом объеме.

 Все коренные изменения, происходящие  во всех социальных сферах общественной жизни обязательно отражаются в учебном процессе: в обсуждениях проблем, особенно при выполнении таких учебных приёмов,  как тестовые задания, разбор задач и упражнений.

 Оценка научно-теоретического и методического уровня преподавания  определяется в процессе взаимопосещения лекций, открытых занятий, теоретических и практических конференций, а также  оказывается помощь при подготовке текстов и тезисов лекций.

 Теоретический курс обучаемого материала имеет империческую базу и производится на конкретных практических примерах.

 На кафедре в рамках деятельности факультета Права и предпринимательства действует предметно-методическая комиссия, которая заседает один раз в месяц.

 Преподавателями кафедры проводятся занятия с применением интерактивных методов обучения и с использованием современных технологий. В частности, членами кафедры на лекционных и семинарских занятиях широко применяются методы “мозгового штурма”, проводятся “круглые столы”, дебаты, брейн-ринги, решаются case-случаи, подготавливаются конкретные проекты нормативных правовых актов, гражданско-правовых договоров  с землей, исковые заявления, связанные со спорами с земельными участками, примерные судебные решения и др.

 Особое внимание в деятельности кафедры уделяется индивидуальной работе опытного преподавателя с молодым преподавателем, не имеющим преподавательского стажа работы в ВУЗе. В этой связи в рамках кафедры успешно работает школа наставничества.

 Целью наставничества является оказание помощи молодым преподавателям в их профессиональном становлении, формирование педагогического мастерства.

 Основными задачами наставничества являются:

  • Привитие молодым преподавателям интереса к педагогической деятельности;
  • Ускорение процесса профессионального становления преподавателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные обязанности;
  • Адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива кафедры, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей.

 В этой связи, за начинающими преподавателями закреплены наставники, которые  совместно разрабатывают план молодого преподавателя, ведут совместную работу по повышению квалификации молодого преподавателя, которые регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры. На кафедре также приветствуется “обмен опытом” наставника с молодым преподавателем.

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательская работа кафедры ведется согласно плану, утвержденного на один год. Теоретические исследования на кафедре проводились в соответствии с утвержденным планом кафедры  и индивидуальными планами преподавателей. Изучен обширный круг научной литературы по читаемым дисциплинам, действующее законодательство, изучается периодические издания.

Профессорско-преподавательский состав кафедры ведет научно-исследовательскую работу по теме: “Проблемы правового регулирования природопользования в Кыргызской Республике”, руководителем которой является  заведующая кафедрой Анаркулова Э.С.

Студенты активно участвуют в научно-исследовательской работе кафедры. На кафедре с 2006 года функционирует научный кружок под названием «Эколог», где обсуждаются актуальные экологические, природоресурсовые и аграрные проблемы.Руководителями кружка являются преподаватели кафедры Сыдыков Н.К. и Мусабаева Н.А.

Целью деятельности кружка является поддержка студенческих инициатив в области исследования экологических проблем, а также привлечение студентов к научной работе кафедры.  На кафедре имеется фонд в электронном и в распечатанном виде текстов лекций, учебно-методических комплексов, рабочие программы, конспект практических занятий по всем преподаваемым дисциплинам. 

Преподавателями активно используется интерактивные методы обучения в виде ситуативно-ролевых игры, работа с кейсами, игры- разминки и т.д. Активное использование этих методов преподавателями кафедр подтверждается отзывами о проведенном открытом уроке или отзывах о взаимопосещении занятий.

Преподаватели кафедры активно участвуют в прохождении студентами 3-5 курсов учебной, производственной и предквалификационной практики тем, что являются руководителями практик.

Кафедра проводит два раза в год аттестацию аспирантов и соискателей обучающиеся в КГЮА и работающие под руководством профессоров и доцентов кафедры. 

В рамках научно-исследовательской работы членами кафедры ведется работа по написанию диссертационных исследований по утвержденным темам, которые регулярно обсуждаются на заседаниях кафедры. Также в работе кафедры особое внимание уделяется издательской деятельности. В частности, одним из результатов успешной деятельности кафедры является опубликование первого учебника в Кыргызской Республике “Земельное право Кыргызской Республики”, который предназначен для студентов ВУЗов. В настоящее время членами кафедры ведется работа по изданию учебника “Аграрное право Кыргызской Республики”.

Воспитательно-организационная работа

Одно из главных направлений в деятельности кафедры - проведение воспитательно-организационной работы среди студентов. В рамках данной работы кафедра придерживается принципа единства обучения и воспитания студентов, формирования самосознания и воспитания патриотизма у студентов. 

Профессорско–преподавательский состав кафедры воспитательную работу осуществляют согласно утвержденному плану. В целях оказания помощи и осуществления контроля за студентами преподаватели кафедры закреплены в качестве кураторов учебных групп.

 Кураторами групп разработаны план работы, где отмечается цели и задачи кураторской работы и установлен график их выполнения. Кураторы периодически сдают отчет о проделанной работе.

 Профессорско-преподавательский состав кафедры постоянно осуществляют воспитательную работу среди студентов, проводят индивидуальные беседы с ними и ставятся в известность их родители или близкие родственники. Кураторами групп каждую неделю проводит собрание зам. декана, где обсуждаются проблемные вопросы по успеваемости, по дисциплине и внешнего вида студентов. Преподавателями кафедры ежегодно проводятся проф. ориентационная работа  среди учащихся 9-11 классов средних школ. В целях формирования патриотизма и самосознания студентов, в воспитательный план включается темы воспитательной, патриотической направленности.