Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора

Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора является основным учебно-научным подразделением Кыргызской Государственной  Юридической Академии, обеспечивающим проведение учебной, методической, научной и воспитательной работы. Основными направлениями деятельности кафедры является теоретическая и практическая подготовка будущих работников органов следствия, органов дознания, адвокатуры, прокуратуры, суда. Главным направлением работы кафедры является подготовка специалистов в сфере применения уголовно-процессуального законодательства в деятельности следователей, судебных и правоохранительных органов Кыргызстана.

Целью деятельности кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора является удовлетворение культурно-образовательных запросов личности и общества на основе реализации образовательно-профессиональных программ высшего образования разных уровней.

Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора осуществляет свою деятельность, руководствуясь  нормативными документами и инструкциями  Министерства образования КР, Уставом КГЮА, приказами ректора, распоряжениями и указаниями проректора по учебной работе, начальника учебно-инспекционного  управления  и иными внутренними положениями.

Главные задачи кафедры:

  • Совершенствование учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава;
  • Совершенствование технологий обучения с целью развития творческого потенциала личности студентов и их возможностей;
  • Проведение воспитательной работы среди студентов;
  • Проведение научных исследований по профилю кафедры;
  • Подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации;
  • Разработка учебно-методических пособий по закрепленным дисциплинам.

Общие сведения о кадрах кафедры (когда организована кафедра, какие предметы преподаются, штатная численность и укомплектованность, движение кадров за аттестуемый период).

Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора была образована 1 июля 2007 г. приказом ректора КГЮА от 12 мая 2007 г. №87 за счет разделения кафедры уголовного процесса и криминалистики.

Свою работу кафедра осуществляет по четырем основным направлениям: учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательно-организационной работы. Каждое направление предусматривает выполнение кафедрой определенных видов работ с указанием конкретных сроков исполнения и ответственных за выполнение.

             Читаемые дисциплины:

1.      Уголовно-процессуальное право
2.      Прокурорский надзор
3.      Уголовный процесс
4.      Практикум по составлению уголовно-процессуальных документов
5.      Теория и практика применения уголовно-процессуального законодательства
6.      Особенности судебного разбирательства по уголовным делам
7.      Правовая документация
8.      Практикум по уголовному процессу
9.      Уголовное судопроизводство Китая
10.  Адвокат в уголовном судопроизводстве
11.  Институт присяжных заседателей
12.  Производство следствия
13.  Теория доказательств в уголовном процессе

         Анализ кадров.

Шаршеналиев Асанбек Шаршеналиевич

Профессор

Апышев Алмазбек Апышевич

И.о. доцента

Бактыгулов Айбек Мукашевич

Преподаватель

Джаналиева Миргуль Джаныкеевна

Преподаватель

Жумашев Азамат Бейшенбаевич

И.о. зав.кафедрой, и.о. доцента

Загибаева Асель Кайратовна

Преподаватель

Исабеков Азамат Нарынбекович

Преподаватель

Мамбетсеитов Нуржигит Калыйбекович

Преподаватель

Насирдинова Самара Жамалидиновна

Преподаватель

Осмоналиев Тилɵберди Есенканович

Преподаватель

Сабитова Жамиля Сабитовна

Ст. преподаватель

Таалайбекова Алтынай Таалайбековна

Преподаватель

Усубалиев Эмилбек Бейшенбаевич

Преподаватель

Читаемые дисциплины:  «Практикум по составлению УПД», «Уголовный процесс», «Адвокат в уголовном судопроизводстве», «Теория и практика применения УПД», «Производство следствия». 

 Наличие квалификационных требований к должностям ППС.

Квалификационные требования к должностям ППС КГЮА утвержденные ректором КГЮА в 2012г., являются неотъемлемой частью трудового договора (контракта), заключаемого преподавателем и ректором КГЮА, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответствующий его должностным обязанностям.

Администрация академии на основе комплексной оценки уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства, результатов деятельности преподавателя на протяжении всего его контракта делает выводы о подтверждении его квалификации в соответствии с настоящими квалификационными требованиями, предоставляет ему возможность повысить свою квалификацию, формулирует рекомендации о возможности заключения контракта на последующие сроки.

Квалификационные требования к должностям ППС кафедры являются локальным актом академии, разработанные на основании "Общереспубликанского классификатора трудовой деятельности", в соответствии с которым осуществляется конкурсный отбор, заключение контрактов и производится оценка  квалификации  научно-педагогических кадров. Данные требования содержат перечень обязанностей преподавателя, на основании которых определяются конкретные условия контракта.

 Количество преподавателей, работающих над кандидатскими (магистерскими) и докторскими диссертациями.

 ППС кафедры ведет работу по научным исследованиям:

Работа по повышению квалификации лиц преподавательского состава и  учебно-вспомогательного персонала кафедры, ее результаты.

 На кафедре ведется работа по повышению квалификации ППС.

Преподаватели кафедры проходят обучение в Школе педагогического мастерства. 

Наличие на кафедре программы (перспективного плана) ее развития.

При разработке программы перспективного развития кафедры учитывались три взаимообусловленных аспекта, определяющих её цели, принципы и направления деятельности, организацию и методы решения конкретных учебных, исследовательских и методических задач:

  1. тенденции развития системы образования в КР;
  2. потребности нашего общества в высококвалифицированных специалистах;
  3. стратегию инновационного развития КГЮА на 2011-2016 г.г.

Накопленный за предыдущие годы потенциал в части организации учебного процесса, кадрового состава, учебно-методического обеспечения позволяет с определенной долей уверенности прогнозировать устойчивое развитие кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора.

 Основные преимущества кафедры:

  1. Хорошее знание нужд потребителей образовательных услуг - органы внутренних дел, суд, прокуратуры, юстиции, национальной безопасности по борьбе с экономическими преступлениями, органы, исполняющих наказание, таможенные органы.
  2. Учет особенностей подготовки специалистов по специальностям «Юриспруденция» по специализации «уголовно-правовой».  
  3. Накопленный большой научный и учебно-методический потенциал.

 Цели и задачи кафедры на перспективу:

Основная цель кафедры - обеспечение современного качества образования и воспитания будущих специалистов по направлениям "Юриспруденция" по специализации "уголовно-правовой" на основе сохранения их фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Данная цель может быть достигнута на основе:

-увеличения интеллектуального потенциала кафедры, развития научно-исследовательской базы кафедры, повышения профессионализма профессорско-преподавательского состава;

-внедрения инновационных методов организации учебного процесса, применения прогрессивных образовательных технологий;

-формирования кооперации со стратегическими партнерами, специалистами и работодателями в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Реализация указанной цели развития кафедры обеспечивается решением задач приведенных ниже:

- Основные задачи в области развития основных образовательных программ ВПО;

-Обеспечение повышения качества преподавания дисциплин кафедры посредством развития активных методов преподавания и повышения эффективности форм закрепления знаний, привития необходимых навыков и умений, развития творческих способностей студентов;

- Организация подготовки и выпуска специалистов по специальностям: "Юриспруденция"  по специализации "уголовно-правовой";

Основные задачи в области учебной работы:

-Диверсификация деятельности кафедры, развитие новых видов обучения, в соответствии с основными запросами работодателей, подготовка выпускников к профессионально-профилированным знаниям и практическим навыкам в области юриспруденции, а также - подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию, в том числе к использованию современных информационных технологий.

- Разработка и внедрение современных учебных технологий, совершенствование содержания и методов преподавания, внедрение новых форм дистанционного обучения.

- Создание на кафедре постоянно действующих рабочих групп, осуществляющих мониторинг и совершенствование блоков кафедры: блок уголовно-процессуальных исследований.

- Обеспечение процедуры рубежного и финального контроля с помощью опросов и анкетирования студентов, а также внедрение системы аттестационных педагогических измерителей и тестирования в учебный процесс.

- Повышение ответственности студентов, выпускников, аспирантов и соискателей за качество представляемых работ.

Основные задачи в области научной и научно-исследовательской работы:

- Повышение конкурентоспособности кафедры в области уголовного процесса и прокурорского надзора. 

- Разработка новых и развитие имеющихся на кафедре научных тем и концепций:

- Усиление координации тематики научных исследований аспирантов, их концентрация на основных направлениях научных исследований кафедры;

- Проведение на регулярной основе научно-методологических семинаров кафедры и научно-практических конференций, на которые приглашаются практические работники, представители академического сообщества, выпускники кафедры;

- Расширение участия кафедры в международных проектах, регулярное осуществление публикаций по кафедральным темам;

- Формирование устойчивых научных связей с зарубежными партнерами и учреждениями;

- Развитие кадрового потенциала кафедры, стимулирование повышения квалификации, омоложение кадров.

- Обеспечение научного руководства подготовкой диссертационных работ;

- Организация деятельности междисциплинарного научного студенческого кружка по вопросам уголовно процессуальных исследований;

-  Обсуждение на кафедре диссертаций аспирантов и соискателей, выносимых на защиту;

- Обсуждение диссертаций, защищаемых по тематике деятельности кафедры;

-  Организация информирования преподавателей кафедры о новейших научных разработках в области уголовного процесса;

- Организация научно-практических конференций (академического, республиканского и международного уровней) и участие в них;

-  Подготовка и издание научных статей и докладов преподавателями кафедры;

 Основные задачи в формировании учебно-методической и информационной базы кафедры:

- Подготовка к изданию и издание учебников и учебных пособий по профильным дисциплинам кафедры.

- Постоянное совершенствование и систематизация материалов УМК.

- Разработка фондовых лекций и методических рекомендаций для проведения занятий по дисциплинам кафедры.

-  Разработка учебно-методических материалов по дисциплинам специализации кафедры по проведению всех видов учебных занятий, а также других пособий, предусматривающих использование наиболее целесообразных форм и методов преподавания, рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование современной учебной техники, компьютеров и лабораторного оборудования;

- Обсуждение проектов учебных программ курсов и учебно-методических материалов;

- Разработка эффективных способов контроля за освоением студентами учебных кусов;

-  Расширение и современное оснащение учебно-инновационного уголовно процессуального комплекса;

- Формирование библиотеки кафедры на базе уголовно процессуального комплекса.

 Основные задачи по профориентационной работе и профессиональной адаптации студентов:

- Организация встреч и бесед со старшеклассниками и их родителями, продолжение работы с базовыми школами.

- Проведение адаптационных тренингов на командообразование для студентов первых курсов.

-  Развитие сотрудничества с предприятиями, учреждениями и организациями в подготовке специалистов.

- Организация тематических встреч и "круглых столов" руководителей предприятий, организаций, правоохранительных органов,  органов МСУ и студентов.

-  Участие в "Дне открытых дверей", организуемых КГЮА;

- Осуществление контроля за преддипломной практикой студентов выпускных курсов кафедры и оказание методической помощи руководителям практики.

-  Организация встреч с выпускниками кафедры, содействие в формировании их профессиональной и научной карьеры.

Основные задачи в области повышения профессионального и культурного уровня преподавательского состава кафедры:

-  Организация деятельности предметных и межкафедральных секций: уголовному праву и уголовному процессу.

-  Установление творческих связей с кафедрами других учебных заведений;

-  Изучение опыта высококвалифицированных преподавателей кафедры и академии и ознакомление с ним сотрудников кафедры;

- Ознакомление преподавателей кафедры с современными научными разработками и методиками в области преподавания "кафедральных" дисциплин;

-  Организация стажировок для преподавателей кафедры в других учебных заведений.

 Принципы развития кафедры

- Открытости структуры, планов, стратегии;

- Технологичности методов, инструментов, способов и процедур осуществления учебной и научной деятельности;

- Корпоративности - создания духа единой команды, разделяющей цели и идеологию кафедры на основе закрепления и развития традиций и социальных ценностей, что способствует сопричастности общему делу, укреплению имиджа, удовлетворенности выполняемой работой и повышению ее эффективности;

-  Интеграции (созданию вокруг кафедры системы коммуникационных связей, вовлечение в орбиту интересов кафедры известных ученых, руководителей государственных учреждений и ведомств, выпускников кафедры);

- Непрерывности обучения (обучение не заканчивается получением диплома, а предполагает последующие творческие и деловые контакты выпускников с кафедрой, а также дальнейшее повышение квалификации);

- Разнообразия форм обучения (сбалансированное использование таких форм учебной работы, как мозговая атака, деловая игра, анализ конкретной ситуации, тренинг, тесты, использование дистанционные образовательные технологии);

- Осуществления обратной связи на основе оценки полученных знаний путем внедрения системы аттестационных педагогических измерителей, тестирования, проведения конференций, привлечения выпускников к научной и учебно-методической работе кафедры;

- Развития конкурентных преимуществ кафедры (укрепление имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ).

 Механизмы реализации целей и задач:

Для реализации стратегических целей кафедры предстоит сохранить и приумножить престиж научно-педагогического потенциала кафедры, нарастить интеллектуально-творческий потенциал преподавателей и сотрудничающих с кафедрой специалистов с тем, чтобы вести научные и педагогические изыскания по более широкому спектру направлений на междисциплинарной основе. В ближайшие годы предстоит расширить тематику кафедральных методологических семинаров.

Главное направление работы – качественный профессорско-преподавательский потенциал кафедры. Чтобы обеспечить дальнейшее продвижение в этом направлении, необходимо осуществить качественное пополнение, обновление и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры, сделав упор на защиту кандидатских и докторских диссертаций, расширить преподавательский состав за счет ведущих специалистов практиков и молодых специалистов. Предстоит оптимизировать процессы мотивации и стимулирования в достижении целей развития кафедры. В ближайшие годы предстоит повысить компетенцию профессорско-преподавательского состава за счет стажировок и различных форм переподготовки, а также участия в проектах различных уровней.

Предстоит развить организационный капитал кафедры, включая новые программы, новые формы обучения, организационную культуру и климат в коллективе. Особый акцент предстоит сделать на развитие дистанционных форм обучения, на широкое общественное признание и аттестацию учебной продукции кафедры, в т.ч. в Министерстве образования КР.

Эффективным механизмом реализации целей кафедры является пополнение портала КГЮА учебно-методическими разработками. Планируется расширить его функции от своего рода «визитной карточки» и средства саморекламы до мощного источника теоретической и практической информации, активно применяемой в учебном процессе. Объем научных и учебных материалов, представленных на портале, должен быть увеличен, а их качество – улучшено.

Тренинги, деловые игры, круглые столы и т.п. «активные» формы обучения весьма популярны у студентов. Цель кафедры – развить и активно применять подобные методы обучения в учебном процессе.

Целесообразно шире практиковать проведение различных занятий на базе учебно-инновационного уголовно-процессуального  комплекса для приобретения студентами КГЮА и слушателями теоретических знаний, умений и практических навыков уголовном процессе. 

Весьма существенным направлением развития кафедры является дальнейшее  улучшение качества подготовки выпускника вуза, понятный, как с внешней, так и с внутренней, по отношению к  КГЮА, позиции. Выполнять связующую функцию по отношению к а) образовательной программе и работодателям, б) образовательной программе и существующему содержанию учебного плана.