Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора

Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора является основным учебно-научным подразделением Кыргызской Государственной  Юридической Академии, обеспечивающим проведение учебной, методической, научной и воспитательной работы. Основными направлениями деятельности кафедры является теоретическая и практическая подготовка будущих работников органов следствия, органов дознания, адвокатуры, прокуратуры, суда. Главным направлением работы кафедры является подготовка специалистов в сфере применения уголовно-процессуального законодательства в деятельности следователей, судебных и правоохранительных органов Кыргызстана.

Целью деятельности кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора является удовлетворение культурно-образовательных запросов личности и общества на основе реализации образовательно-профессиональных программ высшего образования разных уровней.

Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора осуществляет свою деятельность, руководствуясь  нормативными документами и инструкциями  Министерства образования КР, Уставом КГЮА, приказами ректора, распоряжениями и указаниями проректора по учебной работе, начальника учебно-инспекционного  управления  и иными внутренними положениями.

Главные задачи кафедры:

  • Совершенствование учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава;
  • Совершенствование технологий обучения с целью развития творческого потенциала личности студентов и их возможностей;
  • Проведение воспитательной работы среди студентов;
  • Проведение научных исследований по профилю кафедры;
  • Подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации;
  • Разработка учебно-методических пособий по закрепленным дисциплинам.

Общие сведения о кадрах кафедры (когда организована кафедра, какие предметы преподаются, штатная численность и укомплектованность, движение кадров за аттестуемый период).

Кафедра уголовного процесса и прокурорского надзора была образована 1 июля 2007 г. приказом ректора КГЮА от 12 мая 2007 г. №87 за счет разделения кафедры уголовного процесса и криминалистики.

Свою работу кафедра осуществляет по четырем основным направлениям: учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская и воспитательно-организационной работы. Каждое направление предусматривает выполнение кафедрой определенных видов работ с указанием конкретных сроков исполнения и ответственных за выполнение.

             Читаемые дисциплины:

1.      Уголовно-процессуальное право
2.      Прокурорский надзор
3.      Уголовный процесс
4.      Практикум по составлению уголовно-процессуальных документов
5.      Теория и практика применения уголовно-процессуального законодательства
6.      Особенности судебного разбирательства по уголовным делам
7.      Правовая документация
8.      Практикум по уголовному процессу
9.      Уголовное судопроизводство Китая
10.  Адвокат в уголовном судопроизводстве
11.  Институт присяжных заседателей
12.  Производство следствия
13.  Теория доказательств в уголовном процессе

       

Читаемые дисциплины:  «Практикум по составлению УПД», «Уголовный процесс», «Адвокат в уголовном судопроизводстве», «Теория и практика применения УПД», «Производство следствия». 

 Наличие квалификационных требований к должностям ППС.

Квалификационные требования к должностям ППС КГЮА утвержденные ректором КГЮА в 2012г., являются неотъемлемой частью трудового договора (контракта), заключаемого преподавателем и ректором КГЮА, определяя при этом содержание, направленность и особенности деятельности преподавателя, уровень квалификации, соответствующий его должностным обязанностям.

Администрация академии на основе комплексной оценки уровня компетентности, профессионализма и педагогического мастерства, результатов деятельности преподавателя на протяжении всего его контракта делает выводы о подтверждении его квалификации в соответствии с настоящими квалификационными требованиями, предоставляет ему возможность повысить свою квалификацию, формулирует рекомендации о возможности заключения контракта на последующие сроки.

Квалификационные требования к должностям ППС кафедры являются локальным актом академии, разработанные на основании "Общереспубликанского классификатора трудовой деятельности", в соответствии с которым осуществляется конкурсный отбор, заключение контрактов и производится оценка  квалификации  научно-педагогических кадров. Данные требования содержат перечень обязанностей преподавателя, на основании которых определяются конкретные условия контракта.

 Количество преподавателей, работающих над кандидатскими (магистерскими) и докторскими диссертациями.

 ППС кафедры ведет работу по научным исследованиям:

Работа по повышению квалификации лиц преподавательского состава и  учебно-вспомогательного персонала кафедры, ее результаты.

 На кафедре ведется работа по повышению квалификации ППС.

Преподаватели кафедры проходят обучение в Школе педагогического мастерства. 

Наличие на кафедре программы (перспективного плана) ее развития.

При разработке программы перспективного развития кафедры учитывались три взаимообусловленных аспекта, определяющих её цели, принципы и направления деятельности, организацию и методы решения конкретных учебных, исследовательских и методических задач:

  1. тенденции развития системы образования в КР;
  2. потребности нашего общества в высококвалифицированных специалистах;
  3. стратегию инновационного развития КГЮА на 2011-2016 г.г.

Накопленный за предыдущие годы потенциал в части организации учебного процесса, кадрового состава, учебно-методического обеспечения позволяет с определенной долей уверенности прогнозировать устойчивое развитие кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора.

 Основные преимущества кафедры:

  1. Хорошее знание нужд потребителей образовательных услуг - органы внутренних дел, суд, прокуратуры, юстиции, национальной безопасности по борьбе с экономическими преступлениями, органы, исполняющих наказание, таможенные органы.
  2. Учет особенностей подготовки специалистов по специальностям «Юриспруденция» по специализации «уголовно-правовой».  
  3. Накопленный большой научный и учебно-методический потенциал.

 Цели и задачи кафедры на перспективу:

Основная цель кафедры - обеспечение современного качества образования и воспитания будущих специалистов по направлениям "Юриспруденция" по специализации "уголовно-правовой" на основе сохранения их фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Данная цель может быть достигнута на основе:

-увеличения интеллектуального потенциала кафедры, развития научно-исследовательской базы кафедры, повышения профессионализма профессорско-преподавательского состава;

-внедрения инновационных методов организации учебного процесса, применения прогрессивных образовательных технологий;

-формирования кооперации со стратегическими партнерами, специалистами и работодателями в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

Реализация указанной цели развития кафедры обеспечивается решением задач приведенных ниже:

- Основные задачи в области развития основных образовательных программ ВПО;

-Обеспечение повышения качества преподавания дисциплин кафедры посредством развития активных методов преподавания и повышения эффективности форм закрепления знаний, привития необходимых навыков и умений, развития творческих способностей студентов;

- Организация подготовки и выпуска специалистов по специальностям: "Юриспруденция"  по специализации "уголовно-правовой";

Основные задачи в области учебной работы:

-Диверсификация деятельности кафедры, развитие новых видов обучения, в соответствии с основными запросами работодателей, подготовка выпускников к профессионально-профилированным знаниям и практическим навыкам в области юриспруденции, а также - подготовка выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию, в том числе к использованию современных информационных технологий.

- Разработка и внедрение современных учебных технологий, совершенствование содержания и методов преподавания, внедрение новых форм дистанционного обучения.

- Создание на кафедре постоянно действующих рабочих групп, осуществляющих мониторинг и совершенствование блоков кафедры: блок уголовно-процессуальных исследований.

- Обеспечение процедуры рубежного и финального контроля с помощью опросов и анкетирования студентов, а также внедрение системы аттестационных педагогических измерителей и тестирования в учебный процесс.

- Повышение ответственности студентов, выпускников, аспирантов и соискателей за качество представляемых работ.

Основные задачи в области научной и научно-исследовательской работы:

- Повышение конкурентоспособности кафедры в области уголовного процесса и прокурорского надзора. 

- Разработка новых и развитие имеющихся на кафедре научных тем и концепций:

- Усиление координации тематики научных исследований аспирантов, их концентрация на основных направлениях научных исследований кафедры;

- Проведение на регулярной основе научно-методологических семинаров кафедры и научно-практических конференций, на которые приглашаются практические работники, представители академического сообщества, выпускники кафедры;

- Расширение участия кафедры в международных проектах, регулярное осуществление публикаций по кафедральным темам;

- Формирование устойчивых научных связей с зарубежными партнерами и учреждениями;

- Развитие кадрового потенциала кафедры, стимулирование повышения квалификации, омоложение кадров.

- Обеспечение научного руководства подготовкой диссертационных работ;

- Организация деятельности междисциплинарного научного студенческого кружка по вопросам уголовно процессуальных исследований;

-  Обсуждение на кафедре диссертаций аспирантов и соискателей, выносимых на защиту;

- Обсуждение диссертаций, защищаемых по тематике деятельности кафедры;

-  Организация информирования преподавателей кафедры о новейших научных разработках в области уголовного процесса;

- Организация научно-практических конференций (академического, республиканского и международного уровней) и участие в них;

-  Подготовка и издание научных статей и докладов преподавателями кафедры;

 Основные задачи в формировании учебно-методической и информационной базы кафедры:

- Подготовка к изданию и издание учебников и учебных пособий по профильным дисциплинам кафедры.

- Постоянное совершенствование и систематизация материалов УМК.

- Разработка фондовых лекций и методических рекомендаций для проведения занятий по дисциплинам кафедры.

-  Разработка учебно-методических материалов по дисциплинам специализации кафедры по проведению всех видов учебных занятий, а также других пособий, предусматривающих использование наиболее целесообразных форм и методов преподавания, рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование современной учебной техники, компьютеров и лабораторного оборудования;

- Обсуждение проектов учебных программ курсов и учебно-методических материалов;

- Разработка эффективных способов контроля за освоением студентами учебных кусов;

-  Расширение и современное оснащение учебно-инновационного уголовно процессуального комплекса;

- Формирование библиотеки кафедры на базе уголовно процессуального комплекса.

 Основные задачи по профориентационной работе и профессиональной адаптации студентов:

- Организация встреч и бесед со старшеклассниками и их родителями, продолжение работы с базовыми школами.

- Проведение адаптационных тренингов на командообразование для студентов первых курсов.

-  Развитие сотрудничества с предприятиями, учреждениями и организациями в подготовке специалистов.

- Организация тематических встреч и "круглых столов" руководителей предприятий, организаций, правоохранительных органов,  органов МСУ и студентов.

-  Участие в "Дне открытых дверей", организуемых КГЮА;

- Осуществление контроля за преддипломной практикой студентов выпускных курсов кафедры и оказание методической помощи руководителям практики.

-  Организация встреч с выпускниками кафедры, содействие в формировании их профессиональной и научной карьеры.

Основные задачи в области повышения профессионального и культурного уровня преподавательского состава кафедры:

-  Организация деятельности предметных и межкафедральных секций: уголовному праву и уголовному процессу.

-  Установление творческих связей с кафедрами других учебных заведений;

-  Изучение опыта высококвалифицированных преподавателей кафедры и академии и ознакомление с ним сотрудников кафедры;

- Ознакомление преподавателей кафедры с современными научными разработками и методиками в области преподавания "кафедральных" дисциплин;

-  Организация стажировок для преподавателей кафедры в других учебных заведений.

 Принципы развития кафедры

- Открытости структуры, планов, стратегии;

- Технологичности методов, инструментов, способов и процедур осуществления учебной и научной деятельности;

- Корпоративности - создания духа единой команды, разделяющей цели и идеологию кафедры на основе закрепления и развития традиций и социальных ценностей, что способствует сопричастности общему делу, укреплению имиджа, удовлетворенности выполняемой работой и повышению ее эффективности;

-  Интеграции (созданию вокруг кафедры системы коммуникационных связей, вовлечение в орбиту интересов кафедры известных ученых, руководителей государственных учреждений и ведомств, выпускников кафедры);

- Непрерывности обучения (обучение не заканчивается получением диплома, а предполагает последующие творческие и деловые контакты выпускников с кафедрой, а также дальнейшее повышение квалификации);

- Разнообразия форм обучения (сбалансированное использование таких форм учебной работы, как мозговая атака, деловая игра, анализ конкретной ситуации, тренинг, тесты, использование дистанционные образовательные технологии);

- Осуществления обратной связи на основе оценки полученных знаний путем внедрения системы аттестационных педагогических измерителей, тестирования, проведения конференций, привлечения выпускников к научной и учебно-методической работе кафедры;

- Развития конкурентных преимуществ кафедры (укрепление имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ).

 Механизмы реализации целей и задач:

Для реализации стратегических целей кафедры предстоит сохранить и приумножить престиж научно-педагогического потенциала кафедры, нарастить интеллектуально-творческий потенциал преподавателей и сотрудничающих с кафедрой специалистов с тем, чтобы вести научные и педагогические изыскания по более широкому спектру направлений на междисциплинарной основе. В ближайшие годы предстоит расширить тематику кафедральных методологических семинаров.

Главное направление работы – качественный профессорско-преподавательский потенциал кафедры. Чтобы обеспечить дальнейшее продвижение в этом направлении, необходимо осуществить качественное пополнение, обновление и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры, сделав упор на защиту кандидатских и докторских диссертаций, расширить преподавательский состав за счет ведущих специалистов практиков и молодых специалистов. Предстоит оптимизировать процессы мотивации и стимулирования в достижении целей развития кафедры. В ближайшие годы предстоит повысить компетенцию профессорско-преподавательского состава за счет стажировок и различных форм переподготовки, а также участия в проектах различных уровней.

Предстоит развить организационный капитал кафедры, включая новые программы, новые формы обучения, организационную культуру и климат в коллективе. Особый акцент предстоит сделать на развитие дистанционных форм обучения, на широкое общественное признание и аттестацию учебной продукции кафедры, в т.ч. в Министерстве образования КР.

Эффективным механизмом реализации целей кафедры является пополнение портала КГЮА учебно-методическими разработками. Планируется расширить его функции от своего рода «визитной карточки» и средства саморекламы до мощного источника теоретической и практической информации, активно применяемой в учебном процессе. Объем научных и учебных материалов, представленных на портале, должен быть увеличен, а их качество – улучшено.

Тренинги, деловые игры, круглые столы и т.п. «активные» формы обучения весьма популярны у студентов. Цель кафедры – развить и активно применять подобные методы обучения в учебном процессе.

Целесообразно шире практиковать проведение различных занятий на базе учебно-инновационного уголовно-процессуального  комплекса для приобретения студентами КГЮА и слушателями теоретических знаний, умений и практических навыков уголовном процессе. 

Весьма существенным направлением развития кафедры является дальнейшее  улучшение качества подготовки выпускника вуза, понятный, как с внешней, так и с внутренней, по отношению к  КГЮА, позиции. Выполнять связующую функцию по отношению к а) образовательной программе и работодателям, б) образовательной программе и существующему содержанию учебного плана.